Основной блог

Блог для фотографов

Блог о путешествиях



      ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ      


Дорогие друзья! Если Вам интересно следить за обновлениями и читать новые публикации, Вы можете подписаться на мой блог или на мой аккаунт в Инстаграме - ссылочка ниже.



Перспектива и глубина пространства


Благодаря возможностям нашего зрения мы привыкли видеть мир трехмерным, все предметы имеют форму и объем, мы можем определить расстояние от одного объекта до другого. Именно эти свойства позволяют нам ощущать глубину пространства. Двухмерная картинка выглядит скучно и не притягивает взгляд, поэтому мы стараемся играть в трехмерные игры, любоваться 3D-изображениями, смотреть фильмы, в которых использованы последние достижения компьютерной графики, позволяющие передать глубину пространства и создать эффект присутствия, и именно эти приемы уже много лет с успехом используются в кинематографии, привлекая внимание зрителей и увеличивая кассовые сборы от проката фильма. Все то же самое происходит и в искусстве. Фотография по сути двумерна, но несмотря на это существуют приемы, позволяющие передать объем и показать глубину пространства. Используя эти методы вы можете сделать кадр интересным и претендующим на звание шедевра.

Для того, чтобы передать перспективу, нужно показать, что какие-то предметы находятся ближе, а какие-то дальше, и между ними присутствует расстояние.


Существует несколько видов перспектив:


1. Линейная или геометрическая перспектива

Линейная перспектива - это уменьшение размеров объектов по мере их удаления, схождение параллельных линий на горизонте в одну точку, а также присутствие геометрических линий и искривлений, подчеркивающих глубину пространства.

Приемы, позволяющие передать линейную перспективу:
- заборы, дороги, линии электропередач, деревья, мостики, тропинки, уходящие вдаль;
- винтовые лестницы, уходящие вниз;
- длинные жесткие тени;
- любые линии и изгибы, демонстрирующие глубину пространства.


2. Воздушная и тональная перспектива

Предметы, находящиеся на близком расстоянии, имеют объем, четкие контуры, максимально насыщенные цвета, контраст, свето-теневой рисунок и другие качества, которые по мере удаления и нарастания воздушных масс, претерпевают определенные изменения и становятся менее выраженными. За счет этого:
- все темное кажется ближе светлого;
- теплые цвета ближе, чем холодные (под действием воздушных масс удаленные предметы приобретают голубоватый или фиолетовый оттенок, за счет этого выглядят холоднее);
- насыщенное ближе не насыщенного (чем дальше находится предмет, тем бледнее его цвет);
- контрастное ближе не контрастного;
- резкое ближе не резкого.


Чтобы передать воздушную перспективу, нужно:
Cовместить хотя бы 2 фактора из перечисленных выше.
Присутствие на фотографии как минимум трех ярко-выраженных планов делает фотографию объемной и привлекательной для зрителя.
Туман, снегопад, дорожная пыль позволяет увидеть наполненное воздухом пространство и усиливает ощущение перспективы. Этот прием очень часто используют в кинематографе.
Дополнительный резкий объект рядом с главным (ветка дерева, ствол дерева, пенек, на котором сидит модель) - несмотря на отсутствие многоплановости позволяет придать объем изображению.
Объекты, расположенные на разных планах, несут информацию о глубине пространства за счет расстояния между ними.
Чем сильнее размыт задний план, тем объемнее кажется изображение.