Гистограмма, экспозамер и экспокоррекция
Что такое гистограмма

Гистограмма - это график, по горизонтальной оси которого распределены полутона от черного к белому, а по вертикальной относительное количество пикселей в каждой из этих зон. Другими словами на гистограмме видно сколько темных и светлых участков присутствует на фото.

Практически все цифровые фотоаппараты оснащены функцией просмотра гистограмм, и для того, чтобы понять правильно ли экспонирован кадр, необходимо научиться ее читать. Определить это на глаз, просматривая миниатюрное изображение снимка, не всегда возможно, потому что яркость дисплея фотокамеры меняется в зависимости от условий освещения. На солнце монитор затемняется, а в тени изображение смотрится ярче и контрастнее, чем есть на самом деле, и оценить правильно ли выставлены параметры, не посмотрев гистограмму, бывает очень сложно. Поэтому гистограмма - надежный помощник в работе каждого фотографа.



Зонная теория Ансела Адамса

Ансел Адамс предложил любой освещенный объект разбивать на 11 зон, начиная от самого яркого, и заканчивая самым темным. Переход от одной зоны к следующей равен одной ступени экспозиции. Эта система была разработана для листовой фотопленки, способной передавать большое количество полутонов от белого до черного. Такая способность называтся фотографической широтой фотоматериала. Чем больше фотографическая широта, тем больше полутонов может быть передано на изображении. Теорию Адамса можно применить и к цифровой фотографии, но количество зон (градаций серого) будет значительно меньше, т.к. динамический диапазон фотокамеры уже.

0

Абсолютно черный тон: очень глубокие тени; практически не освещенные участки; проемы в темные помещения (окна, двери), фотографируемые из ярко освещенного пространства.

1

Самые темные тона, близкие к черному: глубокая тень - без деталей, но не совсем черная; допустимы искажения цвета на цветной фотографии.

2

Появление первых признаков деталей в тенях: черный мех, детали черной одежды, деревьев и т.д..; допустимо искажение цвета на цветной фотографии.

3

Не совсем черный: умеренно темные тона на одежде, волосах, коре деревьев; темный хвойный лес; темная листва.

4

Средняя по плотности тень при солнечном освещении в ясный день: нормальная листва; сильно загорелая кожа, зеленая мокрая трава.

5

Стандартный серый тон (отражательная способность 18%): тень в солнечный день при легкой дымке; нормальный загар или слегка потемневшая кожа; зеленая трава в сухую погоду.

6

Светлая незагорелая кожа; чистое синее небо; строения из белого кирпича; газетный лист с текстом.

7

Светло-серые, серебристые, бледно-желтые, зеленые, кремовые тона: последние признаки цвета ("белесость") на цветной пленке; машинописная страница на белой бумаге.

8

Белый тон с деталями и фактурой. Снег с фактурой.

9

Белый тон с минимумом деталей: вышивка на белой одежде, подвенечное платье и т.д.

10

Совершенно белый тон без деталей: сильные источники света; залитый солнцем белый фон; блики солнца от воды и зеркальных поверхностей.

Самым простым способом замера экспозиции является замер по серой карте с 18% отражательной способностью. Если средне-серый тон будет воспроизведен верно, то и все остальные тона будут располагаться в соответствующем друг другу порядке.



Что показывает гистограмма?

Горизонтальную ось гистограммы для удобства можно разбить на 5 так называемых зон - черный, темно-серый, серый, светло-серый, белый. Переход между зонами равен 1 ступени экспозиции. Все, что находится в левой части графика, называется тенями, в правой - светами, а посередине - средними тонами. Самая крайняя левая точка - это черный цвет без деталей, а самая крайняя правая точка - белый без деталей. Потеря деталей происходит в том случае, если на снимке присутствуют пересветы или завалы в тенях.

 

 

черный
темно-серый
серый
светло-серый
белый

С помощью графических редакторов можно производить экспокоррекцию изображения с минимальной потерей качества. Но если на фото присутствуют пересветы и завалы в тенях, то восстановить информацию в этих участках будет невозможно. Поэтому в процессе съемки рекомендуется смотреть гистограмму и следить за тем, чтобы график не упирался в правую или левую границы, если обратное не является художественным приемом.



Анализ гистограммы, замер по серой карте

Каждая точка горизонтальной оси имеет свое значение, поэтому, просматривая график гистограммы, можно определить какие оттенки присутствуют на фото. Информация в зоне средних тонов появляется в том случае, если на фото присутствует средне-серый тон, в зоне теней, если на фото присутствуют темные тона, и в зоне светов, если на фото есть светлые участки.

Предположим, мы замеряем экспозицию по серой карте, и посмотрев гистограмму должны определить, правильно ли выставлены параметры съемки, или нужно внести корректировки.

1. Столбик гистограммы находится в зоне средних тонов, поэтому можно с уверенностью сказать, что экспозиция по серой карте выставлена верно.
   

2. По этой гистограмме видно, что необходимо ввести корректировку экспозциии на +1 ступень, т.к. столбик сместился в зону темно-серых тонов.
   

1. В данном случае необходима экспокоррекция на -1 ступень, т.к. столбик гистограммы находится в зоне светло-серых тонов.
   

Примеры фото и гистограмм

Вид гистограммы полностью зависит от снимаемого сюжета.

1. Если на фото преобладают светлые тона, то всплеск графика будет отмечаться справа в зоне светов.








2. На этих гистограммах видно, что на фотографиях преобладают темные тона, график преимущественно расположен слева в зоне теней. Но так как на фото в небольшом количестве присутствуют все оттенки от черного до белого, на гистограмме растягивается тонкая полоса по всей длине горизонтальной оси.








3. На этих фото присутствует полный спект яркостей от темного до светлого, график гистограммы располагается по всей длине горизонтальной оси, не обрезаясь при этом слева и справа









Источник: Митронина Елена www.mitru.ru

При использовании материалов с сайта необходима ссылка на первоисточник - www.mitru.ru.